9 ТИПОВ «СЛОЖНЫХ» ДЕТЕЙ

у которых возникают проблемы с социализацией…

Каждый ребёнок по-своему уникален, но есть совсем необычные дети. Таким деткам зачастую трудно в школе — они к ней просто не приспособлены (как и школа к ним). Ксения Букша делится своим опытом, рассказывает о своей дочери и других детях, которые не смогли вписаться в обычную школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медлительная новенькая с тяжёлой головой, которая выходит из кабинета, всхлипывает и повторяет много раз: «Я не знаю, почему я плачу!». Завуч и учительница математики успокаивают её, урок продолжается. Что там было в обычной школе? Дразнили? Не успевала записывать за учителем? Было скучно, грустно и страшно? Много болела? Началась депрессия? Родилась с небольшими особенностями, а школа, вместо того чтобы их скомпенсировать, усилила? Все варианты одинаково вероятны.

Девочка с толстой косой — «мы уверенно идём к поступлению в Консерваторию, минуя училище». Что если у ребёнка другие таланты, не школьные? Нужно ли его учить или махнуть рукой на то, что он так и не узнает азов физики и химии? Должен ли юный музыкант, физик, спортсмен, актёр быть необразованным только потому, что не может сочетать жёсткий школьный график с главным делом своей жизни? Определённо не должен. И физика ему нужна, и математика тоже. Не спрашивайте, зачем. Образование — не «зачем», это право, которое есть у каждого.

2. Увлечённая творчеством

1. Застенчивая тихоня

 

3. Активная, но «странная» девочка

 

Девочка в нетипичной одежде. С ходу обращается ко взрослым и незнакомым, на «ты». Начинает рассказывать о своей влюблённости в — сложно даже понять кого — кажется, это был какой-то персонаж сериала. Такой ребёнок в обычном классе средней школы – выделяется. У таких детей куда больше шансов стать жертвой травли, чем у аутиста, который предсказуем. Ни учителя, которым мешает их активность, ни ученики, которые чуют что-то не то, и при этом «не то» не вписывается в привычные стереотипы тихого чудака или заученной отличницы. Они открыты и активны, но не совсем адекватны.

4. Юный диссидент

Заезжает в школу, громыхая самокатом, подходит к куллеру и выпивает залпом три стакана воды. В майке «Команда Навального», со значком «Бузотёр». В перерыве он рассуждает о феминизме с двумя любопытными девочками из старшего класса. Надо ли говорить о том, что не все убеждения подростка приветствуются в современной массовой школе? Напоминать ли о том, как старшеклассников срывали с урока на допросы, проведённые без адвоката и родителей, в присутствии одного лишь школьного психолога? Независимо от наших собственных взглядов — подросток имеет право рисковать, а взрослые обязаны соблюдать закон.

5. Любознательный и вездесущий

 

Обаятельный парень в выглаженной рубашке. Такому уж в любой школе рады. Наверняка, популярный — с ним сразу все здороваются за руку, даже старшеклассники. Весёлый и общительный парень. Всегда интересовался всем на свете: и паркур, и танцы, и музыка, и футбол. Однако, таким, как правило, не усидеть на месте. Отсюда и проблемы с учёбой. Как правило, родители таких детей очень резки: если не успеваешь в школе — никаких кружков. И удивляются потом, что подросток стал вялый, ничего не хочет. Но чего ему хотеть, если обязательное — скучно, а на дополнительное «нет времени»?

Ходит на цыпочках, почти всегда с чем-то в руках. Любит биологию и с ходу рассказывает про жёсткокрылых (жуков, то есть), что составляют многочисленный отряд. Очень дружелюбный и при этом совершенно не навязчивый. Просто ему надо ходить: то туда заглянет, то сюда завернёт. У людей с аутизмом часто повышенная тревожность. Интересы у них особенные. Такие дети почти  не чувствуют социального контекста, и хорошо, если способны выполнять формальные правила. Интеллект — нормальный. Учиться — может. Общаться — хочет и может, только чуть иначе. Детей с аутичным спектром больше, чем многие думают. Некоторые с виду вообще ничем не отличаются от других. Но в массовой школе им тяжко.

6. Ребёнок с аутизмом

7. Нервный вундеркинд

 

Его называют «умник» — за способности и поведение. Дети покрепче попадают в школы городского набора и там социализируются, учатся на своём высоком уровне и привыкают к тому, что они не уникальны. Другие скучают, воют от тоски, деградируют или как-то выплывают в обычной школе, где их (взаимно) не любят учителя и одноклассники. А вот третьим, как нашему герою, трудно, ведь великолепные способности и  отставание в эмоциональном и социальном развитии сочетаются ещё и со слабым здоровьем. Если человек не боец и всё время болеет — он не сможет учиться в «крутой гимназии». Домашнее обучение противопоказано: окончательно возомнит себя гением и разучится общаться.

С виду тихие, пока не окажутся в компании. Любит внимание. Цели жизни неясны, перспективы туманны, мотивации и знаний почти нет. Сложная, потому что с детства таким детям внушают их отличительность. В последствии они стараются отличиться в более взрослом возрасте, разными (деструктивными) путями.  Учителя боятся и ненавидят проблемных мажоров, и их можно понять: богатые юные хамы плюют на педагога с высокой колокольни. Можно сказать, что это проблема общества. Но школа — одно из тех мест, где надо бы её решать, а она только усугубляется.

8. Проблемный мажор

9. Ненужный ученик

 

Есть такие дети, после первого же посещения школы – отказываются там появляться впредь. В чём причина – не расскажут. Может быть, дело в учёбе. Может в социуме. А может и в родителях, воспитавших по принципу: Не хочешь – как хочешь". Мотивация не выработалась, само не едет. Школа вызывает только отвращение. А может быть и какая-нибудь запутанная история. Ссоры. Долги. Бойкоты. Тёмная сторона так называемой школьной социализации. Истоки у этого всё те же: школе всё равно. «Мне такие ученики не нужны».